Четверг, 16.05.2024, 16:50
Приветствую Вас Гость | RSS

"Физика"

Категории раздела
Мои статьи [2]
Интересные статьи по физике [1]
Образовательные и научные статьи
Мини-чат
Наш опрос
Какой материал вас интересует?
Всего ответов: 249
Облако тегов
Баннерообмен
Мы будем вам очень признательны, если вы разместите кнопку этого сайта на своем ресурсе. Если вы хотите видеть свою кнопку на этом сайте, пишите в гостевой книге

Сайт физиков

Статистика
Счетчики

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Физические задачи как средство формирования ключевых компетентностей.

Физические задачи как средство формирования ключевых компетентностей.

Борцова З.А.

МБОУ «Нежинский лицей Оренбургского района», с. Нежинка

 

         В законе РФ «Об образовании» сказано, что содержание образования должно обеспечивать формирование у учащихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательных программ картины мира.

         В условиях глобализации социальной жизни, усилением взаимодействия культур, информационным взрывом, от школы требуется не только вооружить учащихся новейшими знаниями в области гуманитарных и естественных наук, но и самостоятельно находить и осмысливать информацию, необходимую в жизни. В современном мире учитель не является основным источником новых знаний, он в первую очередь организатор познавательной деятельности учащихся.

         Перед школой стоит задача подготовить учащихся к жизни в новых условиях, к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы. Человек должен обладать информационной культурой, под которой понимают умение:

- получать;

- накапливать;

- обрабатывать и предавать информацию с помощью новых информационных технологий, используя базы данных и различные информационные системы.

         Но, кроме чисто технических навыков, в информационную культуру должно входить и умение выражать свои мысли, идеи в литературной, графической, художественной и звуковой форме с использованием компьютера. В этом – главная задача обучения в школе.

         В самом широком смысле задачей считают проблему и определяют её как некую систему, связанную с другой системой – человеком. Физической задачей называется – небольшая проблема, которая решается на основе методов физики, с использованием в процессе решения логических умозаключений, физического эксперимента и математических действий. Она предъявляется учащимся для того, чтобы её решение обеспечивало достижение целей обучения, формированию ключевых компетентностей.

         При выборе задач целесообразно использовать следующие типы заданий:

- с наличием образца выполнения;

- задания, в которых учащиеся выполняют только отдельные его части;

- задания со вспомогательными вопросами;

- задания с сопутствующими указаниями, инструкциями;

- задания с алгоритмическим предписанием;

- задания с теоретическими справками;

- задания с применением классификации (схемы, таблицы);

- проблемно-познавательные задания.

         Эти типы заданий должны нести тройную нагрузку:

- формировать программные знания и умения; интеллектуально-познавательные компетентности;

- способствовать развитию интеллектуальных сил учащихся;

- вовлекать каждого школьника в работу (коммуникативные, информационные знания).

         Следует отметить, что задания, помимо учебной содержательной информации должны нести информацию методического характера, т.е. через их структуру, комплекс указаний, систему прямой и косвенной помощи учащимся.

         В содержательном аспекте задания должны быть направлены на формирование у школьника обобщённых умений, умственное развитие, интеллектуальных умений, решение творческих задач.

         В качестве основной части задания может выступать учебная задача или описание учебной ситуации и порядок деятельности по работе с заданием.

         Вспомогательная часть задания представлена группой задач, которые связаны с этапами деятельности учащихся по разрешению поставленной перед ними проблемы. Задания должны быть направлены на выработку у учащихся:

- знаний и умений, необходимых для понимания и разрешения предложенной ситуации;

- запись краткого условия задачи с выполнением схематического рисунка к ней;

- составление плана решения;

- проверка и оценка правильности полученных результатов.

         Но решение задач не должно превращаться в самоцель, т.к. основное значение этого вида деятельности – развитие мышления, формирование умения анализировать заданную ситуацию и находить пути её решения (формирование познавательных компетентностей).

         Обучение решению задач имеет и возможность формирования социокультурных компетентностей, т.к. влияет на воспитание личности ученика.

         Для этого важна сама деятельность (коммуникативные компетентности) по решению задач, когда ученик должен проявить волю, настойчивость, усидчивость, самостоятельность.

         Большое значение имеет решение задач для развития учащихся, для развития их логического мышления, использовать аналогии и эвристические приёмы (интеллектуально-познавательные).

         В зависимости от содержания, задачи могут быть: - политехническими, историческими, занимательными. Т.к. в последнее время большое внимание уделяется общекультурному компоненту физики, составляются задачи, условия которых отражают элементы физики в культуре, искусстве, архитектуре, поэзии (социокультурные компетентности).

 

Литература:

1. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней  школе. – М.: Просвещение, 1971.

2. Татарченкова,  С.С. Телешов С.В. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. – М.: Каро, 2006.

Категория: Мои статьи | Добавил: force (21.02.2012)
Просмотров: 700 | Теги: Борцова З.А., Физические задачи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Время
Плеер
Погода

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz